Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 04:38

МДОУ ДС № 22 г.Буденновска

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих

Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов ДОУ

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность.

Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие педагоги образовательных учреждений сегодня уже готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогический технологий, позволяющий совершенствовать образовательный процесс. В организации инновационной деятельности очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получении положительных результатов. Необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.

В таких условиях особое значение придается изучению влияния нововведений на состояние профессиональной деятельности педагога и психологическому сопровождению инновационной педагогической деятельности. Иногда одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие могут воспринимать инновацию как дополнительную утомительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.

Психологическое сопровождение инновационного процесса основано также и на выводах о готовности педагогов к нему.

Психологическое сопровождение инноваций – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

диагностика существа возникшей проблемы;

информация о существе проблемы и путях ее решения;

консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

содействие педагогам в инновационной практической деятельности с учетом рекомендаций.

Диагностика. Цель ее – выявление уровня профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, которая включает в себя подготовленность: научную; методическую; психологическую.

Компонентами готовности педагогов с инновациям являются:

компетентность педагога (представления об инновациях, о собственных функциях в условиях инноваций; сведения о методах психолого-педагогического исследования; знания в области психологии, педагогики, частных методик, теории управления);

нравственность (бережное и грамотное отношение к участникам инновационного процесса; научная этика по отношению к коллегам; научная добросовестность);

инициативность (направленность на поиск и постановку педагогических проблем); потребность совершенствовать образовательный процесс; обязательность в выполнении инновационной деятельности, завершение начатого;

профессиональное мастерство (наличие опыта ведения инновационной деятельности; способность выбирать и грамотно применять наиболее эффективные, адекватные возрасту, экономичные методы в педагогическом исследовании; умения и навыки проведения исследования, получения срезов).

Психологическая подготовленность педагогов подразумевает:

информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей (понимание закономерностей познания; ориентация в компонентах обучения, их сущности основ обучения, воспитание и развитие ребенка разного возраста);

информированность о психологических особенностях детей, основных этапах их развития (ориентация в психологических особенностях детей и необходимость их учета при отборе содержания, форм и методов воспитания и обучения; понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ; ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики дошкольников).

Неотъемлемая часть психологического сопровождения инноваций – это консультирование педагогов.

Консультирование различается двух видов:

индивидуальное (по запросам педагога или руководителя инновации);

групповое (совместно с руководителем инновации, например консультация для педагогов «Особенности общения с родителями вновь поступивших детей»).

Для изучения влияния инноваций на деятельность педагогов, рост их профессиональной компетенции мы используем анкеты, в содержание которых включены следующие вопросы:

Какое влияние оказало на вас лично участие в инновационной деятельности?

Какое влияние оказала инновация на обстановку в педагогическом коллективе?

Какое участие в инновационной деятельности отразилось на вашей профессионально-педагогической квалификации?

Какое влияние оказала инновация на протекание образовательных процессов?

Также проводится анкетирование на выявление способностей педагогов к развитию (приложение 1)

Анализ анкетных данных может показать, насколько адекватны требованиям педагогов нововведения в образовательном учреждении. На основе результатов анкетирования планируется адресная помощь педагогам: проводятся тренинги и семинары –практикумы, на заседаниях «Школы профессионального мастерства» решаются проблемы построения программ для детей с отклонением в развитии, на методических объединениях педагогов по актуальным проблемам обсуждаются вопросы реализации современных здоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста. С педагогами, уровень готовности которых к нововведениям определяется как низкий, проводятся консультации, индивидуальные занятия, оказывается психологическая поддержка в совершенствовании профессиональной деятельности.

Входе осуществления инновационной педагогической деятельности важно сохранять благоприятный психологический микроклимат в коллективе, который гарантирует эмоциональное благополучие педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда. С этой целью проводится анкетирование педагогов по изучению психологического микроклимата в коллективе (приложение 2)

Результаты данного анкетирования позволяют составить банк о педагогах, готовых к повышению уровня профессионального мастерства; составить план внедрения и обобщения позитивного педагогического опыта. Но главное, руководитель учреждения получает сведения о том, как меняется состояние здоровья педагогов, работающих в рамках нововведений, что позволяет оказать педагогу вовремя поддержку и помощь.

Таким образом, психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении поможет руководителю «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех положительных или негативных изменений, происходящих в коллективе. Позволит включить большинство педагогов в этот процесс с учетом их возрастных, профессиональных и психологических особенностей, а также получить реальные данные о возможностях образовательного учреждения и построить оптимальную систему инновационной педагогической деятельности, которая будет востребована родителями и объективно подкреплена профессиональной компетентностью педагогов – основных участников инновационного процесса.

 

       Анкета: "Восприимчивость педагогов к новшествам"

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу:

 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.

1.  Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?

2.  Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

3.  Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

4.  Вы сотрудничаете с научными консультантами?

5.  Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

6.  Вы открыты новому?

Спасибо!

 

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определяется по формуле:

К =

Кфакт

 

Кмакс

 

 

где: Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми педагогами;

Кмакс – максимально возможное количество баллов (18).

Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели:

К < 0,45 – критический уровень;

0,45 < К < 0,65 – низкий уровень;

0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень;

К > 0,85 – оптимальный уровень.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz