Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 19.05.2024, 10:51 |
МДОУ ДС № 22 г.Буденновска | |
Приветствую Вас Гость |
|
Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольниковПрименение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников (Семинар – практикум для педагогов) Учитель – логопед: Синорецкая Л.С. 2015г.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». ТРИЗ - это Теория Решения Изобретательских Задач. Основатель ТРИЗа Генрих СауловичАльтшуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. В начале ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. К ТРИЗу можно отнести различные игры, где дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Благодаря тризовским играм, дети расширяют свое представление об окружающем мире. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.
ПЛАН 1. Организационная часть «Доброжелательное общение» Факультет психологии · Психологический тренинг «Давайте познакомимся» · Организация творческих лабораторий (групп) 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников» Факультет «Развитие» · Блиц-опрос «В стране грамоты» · Речевой тренинг «Волшебный мир слов»
Факультет «Творчество» · Задание-пробник «Нарисуй стихотворение» · Схема творческого подхода «Страна противоположностей»
Факультет «Изобретательность» · Разработки: «Веселые таблицы» · Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»
3. Подведение итогов работы · Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.(группы) · Обратная связь · Выводы
ЦЕЛИ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:
ЗАДАЧИ: *Расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве. *Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологии ТРИЗ. *Продолжать формировать умения осознанной и результативной помощи детям, желание реализовать полученные знания и умения в работе с детьми.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Учитель-логопед: Игра: «Мне нравится что ты….».(веселая, умная, деловая,надежная,искренняя,ласковая,доброжелательная,внимательная, терпеливая,отзывчивая,мудрая,находчивая,обаятельная,интеллектуальная, и т.п. Педагоги, передавая свечу по кругу, делают комплимент рядом стоящему. Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с ключом) - Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний, попробуем открыть его. Замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Людмила, ваше имя? (участники семинара называют свои имена) - Ларец откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает ларец). - Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз! Развиваться! Развивать!
Учитель-логопед: - А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать две творческие лаборатории -группы и выбрать им названия.(Например: Речецтветики, Говорушки, Грамотейки и т.п.) За правильные ответы по каждому заданию даются картинки-фишки: солнышко, тучка или цветочек. - Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Факультет «Развитие» Каждой группе выдается карточка блиц – опроса. Блиц-опрос «В стране грамоты» 1. Закончи предложения, подобрав нужные слова: Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим). 2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного - (минус) Я одеваю кукле шапку. (-) 3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции: кот…[т]; конь…[н’]; столб…[п]; мышь…[ш]; лыжи…[ы]; нож…[ш]; зуб...[п]. 4.Ответь на вопросы. Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])
Учитель-логопед:- Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».
Речевой тренинг «Волшебный мир слов»
1. Игра: «Подбери слово» Команды получают карточки со словами и опорными звуками. Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор (даются фишки).
Учитель-логопед:
2.Игра: « Слово к слову». Команды по очереди, добавляя по одному слову, составляют распространенное предложение по типу «снежный ком».Бабушка сидит. Бабушка сидит в кресле. Любимая бабушка сидит в кресле. Любимая бабушка сидит в кресле и вяжет. Любимая бабушка сидит в кресле и вяжет варежки. Любимая бабушка сидит в кресле и вяжет красивые варежки и т.д.
3.Игра«Похожие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
4. Игра: «Кошка»-словарный штурм. Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному -кошка. Загадка: Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается? (Кошка) - Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
5. Игра: «Мозговой штурм» Задание: почему так произошло, предложить версии. - Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?(воспитатели предлагают несколько версий). (Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину и т.д.)
6. Игра: «Многозначные слова». Группы получают карточки со словами, имеющими несколько значений. Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ,ручка.
Многозначные слова
Учитель-логопед:
Факультет «Творчество».
Задание – пробник «Нарисуй стихотворение» Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры. Опора – это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, - как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст. Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем: 1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками». 2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения. 3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Давайте, коллеги, попробуем применить на практике один из приемов запоминания –прием с помощью мнемотехники (мнемотаблиц). Лаборатории –группы получают карточки с текстами. Задание: изобразить тексты в рисунках, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения. 1.Мы купили кошке к празднику сапожки. 2. «Водичка, водичка» Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, улыбался роток и кусался зубок. 3. «Игрушки» Много игрушек в нашем саду. Наши игрушки стоят на виду. Кот в сапогах, длинноухие зайки, и барабаны, и балалайки. Куклы нарядные в платьях сидят, куклы на зайцев и мишек глядят. Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, их у друзей не отнимаем. 4. «Штанишки для мишки» Маша нашему малышке сшила новые штанишки. Сшила шубку, сшила шарф для мишутки- малыша. 5. «Загадка(Лук)»- Сидит дед. Во сто шуб одет. Кто его раздевает ,тот слезы проливает.
Воспитатели составляют по стихам мнемотаблицы. Схема творческого подхода «Страна противоположностей» Учитель-логопед: Игра:»Наоборот». 1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун – грустный клоун, молодое дерево – старое дерево, зима – лето, ночь – день и т. д. 2. Покажи противоположность: написать – стереть, брать – давать, здороваться – прощаться, говорить – молчать, ссориться – мириться и т. д. 3. Потрогай противоположность: мягкий – твердый, гладкий – шершавый, редкий – густой, свежий – черствый и т. д. Учитель-логопед:
Факультет «Изобретательность» Учитель-логопед: Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такие таблицы?(ответы педагогов)
Предлагаемые игры: 2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»
Учитель-логопед: В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет. Вот снежная хрустальная зима. А это прекрасная цветущая весна. Веселое разноцветное лето. И золотая волшебница осень.
Учитель-логопед: Задание: Отгадайте, где, чей портрет?
Галерея весны Пришла весна - красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом. Весна в марте! – нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.
Отшумели все метели,
Весна в апреле! – волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как - будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы – детки солнышка.
Весна в мае! – самая красивая, смелая, сильная, радостная!
Подведение итогов работы. Учитель-логопед: - Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов-картинок, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня. Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.
Вывод. Подводятся итоги работы творческих лабораторий, дается оценка знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оцениваются смелые решения, нетрадиционные подходы.
Обратная связь. Все участники семинара – практикума получают бумажные тучки, на которых предлагается написать ,чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения. Пример: Сегодня я узнала…Меня сегодня удивило…Больше всего мне понравилось…Я сегодня научилась…Хотелось бы добавить…и т.д… |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |