Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 10:51

МДОУ ДС № 22 г.Буденновска

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих

Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Применение технологии ТРИЗ

     в развитии речи дошкольников

             (Семинар – практикум для педагогов)                        

                                                Учитель – логопед: Синорецкая Л.С.

                                                         2015г.

 

 

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». ТРИЗ - это Теория Решения Изобретательских Задач. Основатель ТРИЗа Генрих СауловичАльтшуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. В начале ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. К ТРИЗу можно отнести различные игры, где дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Благодаря тризовским играм, дети расширяют свое представление об окружающем мире. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.

 

                                                  ПЛАН                                        

1. Организационная часть «Доброжелательное общение»

Факультет психологии

·         Психологический тренинг «Давайте познакомимся»

·         Организация творческих лабораторий (групп)

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Факультет «Развитие»

·         Блиц-опрос «В стране грамоты»

·         Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

 

Факультет «Творчество»

·         Задание-пробник «Нарисуй стихотворение»

·         Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

 

Факультет «Изобретательность»

·          Разработки: «Веселые таблицы»

·         Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

 

3. Подведение итогов работы

·         Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.(группы)

·         Обратная связь

·         Выводы                                                                                                  

 

 

ЦЕЛИ  СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:

                         Цели семинара-практикума логопедов

 

ЗАДАЧИ:

*Расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве.

*Побуждать педагогов  ДОУ к мыслительной и практической деятельности по      овладению технологии ТРИЗ.                                                                          

 *Продолжать формировать умения осознанной и результативной помощи детям, желание реализовать полученные знания и умения в работе с детьми.                                                                                                              

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  ЧАСТЬ.        

 

Учитель-логопед:
- А сейчас, друзья,  давайте с вами познакомимся. Я предлагаю всем встать и образовать круг.Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее  настроение сегодня – это залог нашего успеха!. Психологический тренинг «Давайте познакомимся» имеет своей целью: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.          

Игра: «Мне нравится что ты….».(веселая, умная, деловая,надежная,искренняя,ласковая,доброжелательная,внимательная, терпеливая,отзывчивая,мудрая,находчивая,обаятельная,интеллектуальная,  и т.п.

Педагоги, передавая свечу по кругу, делают комплимент рядом стоящему.

Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с  ключом)

- Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний, попробуем открыть его.  Замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Людмила, ваше имя? (участники семинара называют свои имена)

- Ларец  откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает  ларец).

- Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз!

Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!        

 

методист цветок

 

Учитель-логопед:

- А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать две  творческие лаборатории -группы и выбрать им названия.(Например: Речецтветики, Говорушки, Грамотейки и т.п.)
  Сегодня вы все исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы (участники семинара разбиваются на две группы – творческие лаборатории).

За правильные ответы по каждому заданию даются картинки-фишки: солнышко, тучка или цветочек.                               

- Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.

 

 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.

Факультет «Развитие»

Каждой  группе  выдается карточка блиц – опроса.

Блиц-опрос «В стране грамоты»

1. Закончи предложения, подобрав нужные слова:

Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим).
Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем).

2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного - (минус)

 Я одеваю кукле шапку. (-)
Я одеваю куклу Наташу. (+)
 Я надеваю шапку на куклу. (+)
 Я надеваю кукле шапку. (+)
 Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)

3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:

 кот…[т]; конь…[н’]; столб…[п]; мышь…[ш]; лыжи…[ы]; нож…[ш];  зуб...[п].

4.Ответь на вопросы.

 Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])
 Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
 Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц)
 Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)
 Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч).

 

Учитель-логопед:- Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».

 

Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

 

1. Игра: «Подбери слово»

Команды получают карточки со словами и опорными звуками.

Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор (даются фишки).

С
    Сом +
    Усы +
    Кисель – (мягкий звук)
    Миска +
    Коза – (звук [з])
    Саша +
    Стакан +
    Коса +
    Собака +
    Нос +
    Сила – (мягкий звук)
    Пес +

З
      Зоя +
      Зима – (мягкий звук)
      Зайка +
      Коза +
      Сом – (звук [с])
      Арбуз – (звук в конце слова оглушается)
      Березка - (звук в середине слова

      оглушается)
      Зубы +
      Зонт +
       Пазлы +

Ш
  Шапка +
  Кошка +
  Нож + (звук в конце слова оглушается)
  Кошелек +
  Живот – (звук [ж])
  Штаны +
  Душ +
  Паштет +
  Багаж + (звук в конце слова оглушается)

Ж
      Ножницы +
      Пожар +
      Кожа +
      Нож - (звук в конце слова оглушается)
      Живот +
      Ложка - (звук в середине слова оглушается)
      Жучок +
      Женя +
      Стриж - (звук в конце слова оглушается)

Учитель-логопед:
- А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.

 

2.Игра: «  Слово к слову».   

Команды по очереди,  добавляя по одному слову,   составляют распространенное предложение по типу  «снежный ком».Бабушка сидит. Бабушка сидит в кресле. Любимая  бабушка сидит в кресле. Любимая бабушка сидит в кресле и вяжет. Любимая бабушка сидит в кресле и вяжет варежки. Любимая бабушка сидит в кресле и вяжет красивые варежки и т.д. 

 

3.Игра«Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
 

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

 

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова   – (праздник, клоун, подарок, музыка).

 

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и  желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

 

4. Игра: «Кошка»-словарный штурм.

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному -кошка.

Кошечка

Загадка:

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается?

(Кошка)

- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать).

 

5. Игра: «Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?(воспитатели предлагают несколько версий).

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину и т.д.)

 

6. Игра: «Многозначные слова».

Группы получают карточки со словами, имеющими несколько значений.

Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ,ручка.

 

Многозначные слова                                    

ручка ребенка

ручка чемодана

ручка двери

ручка писать

 

Ручка

велосипед

окно

окно

 

 

Рама

нитка с иголкой

ежик с иголкой

ель с иголками

 

 

Иголка

скрипичный ключ

ключ для замка

колодец

ключ

 

Ключ

булавка

резинка жевательная

резинка стирать

резинки в руках

мотки резинок

Резинка

трубы канализации

дым из трубы

сток вод труба

труба в музыке

дым авто

Труба

звезды разные

Звезда

 

Учитель-логопед:
- Наше обучение на факультете развития закончено, и я перевожу вас на факультет «Творчество».

 

Факультет «Творчество».

 

Задание – пробник «Нарисуй стихотворение»

Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры. Опора – это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, - как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст.

Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем:
- заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;
- привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка в запоминании;
- выбор нужного вида опоры помогает найти личностно - ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками».

2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения.

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте, коллеги, попробуем применить на практике  один из приемов  запоминания –прием с помощью мнемотехники (мнемотаблиц).

Лаборатории –группы  получают карточки с текстами.

Задание: изобразить тексты в рисунках, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения.

1.Мы купили кошке к празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.(Первое стихотворение выполняется сообща мелом на доске).

2. «Водичка, водичка»

Водичка, водичка! Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, улыбался роток и кусался зубок.

3. «Игрушки»

Много игрушек в нашем саду.

Наши игрушки стоят на виду.

Кот в сапогах, длинноухие зайки, и барабаны, и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят, куклы на зайцев и мишек глядят.

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, их у друзей не отнимаем.

4. «Штанишки для мишки»

Маша нашему малышке сшила новые штанишки.

Сшила шубку, сшила шарф для мишутки- малыша.

5. «Загадка(Лук)»-

Сидит дед.

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает ,тот слезы проливает.

 

Воспитатели составляют по стихам мнемотаблицы.

Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас со схемой творческого подхода к изучению противоположностей. Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для детей  важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение. 

Игра:»Наоборот».

1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун – грустный клоун, молодое дерево – старое дерево, зима – лето, ночь – день и т. д.

2. Покажи противоположность: написать – стереть, брать – давать, здороваться – прощаться, говорить – молчать, ссориться – мириться и т. д.

3. Потрогай противоположность: мягкий – твердый, гладкий – шершавый, редкий – густой, свежий – черствый и т. д.

Учитель-логопед:
- Друзья, переходим на факультет «Изобретательность».

 

Факультет «Изобретательность»

Учитель-логопед:
- Хочу познакомить вас с  разработками, так называемыми «Веселыми таблицами», которые помогают развивать фонематический слух, навыки звукового анализа у ребенка.»Веселые таблицы «-картонные плоскостные предметы с наклеенными на обратной стороне картинками на опорный звук, например: шар-/ ш /,кот-/к/,зонт-/ з/,и т.д.          

Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такие таблицы?(ответы педагогов)

Помидор

Таблица: «Звук [к]

яблоко логопеда

апликация у логопеда

сделай сам у логопеда

Таблицы:
«Звук [з]»
«Звук [ж]»

 

Предлагаемые игры:
«Найти общий звук»,
«Выделить голосом опорный звук»,
«Назвать картинки с опорным звуком»,
«Определить позицию звука в слове»,
«Найти предметы, в которых заданный звук стоит в заданной позиции»,
«Найти слова из 2-х,3-х слогов».

2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

 

Учитель-логопед:
- Коллеги, одна из наиболее сложных сторон развития речи – это связная речь. Добиться того, чтобы ребенок не только свободно, но и красиво общался, непросто. Мы применяем самые различные интерактивные методы развития связной речи, один из них «Портреты времен года», который позволяет составить рассказ более полно, красочно и выразительно.

В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.

Вот снежная хрустальная зима.

А это прекрасная цветущая весна.

Веселое разноцветное лето.

И золотая волшебница осень.

дети наряженные в ДОУ

 

 

Учитель-логопед:
- В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.

Задание:    Отгадайте, где, чей портрет?                                  

Вот и стали дни короче, и длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, пожелтели лес и луг. (Осень)
Знакомы нам её угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная? (Зима)

Шагает красавица, легко земли касается, идёт на поля, на реку и по снежку, и по цветку. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт - в лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Песен полон лес и крика, брызжет соком земляника, дети плещутся в реке, пляшут пчелки на цветке. Как зовется время это? Угадать нетрудно … (Лето)

сезоны года

 

доу дети с рисунками

 

Галерея весны

Пришла весна - красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом.

Весна в марте! – нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.

весна

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
Скоро, скоро быть теплу,-
Эту новость по стеклу
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

 

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В парке, сквере на аллеях
Уж проталины видны.

 

Весна в апреле! – волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как - будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы – детки солнышка.       

 

 

Апрель девушка

Птицы в воздухе танцуют,
Небо солнышко целует,
Аромат весны знакомый
Прогоняет напрочь дрёму.
На проталинах лесных
Тёплых дней предвестник,
Появился дар весны –
Первоцвет – подснежник.
Видно в сказке ты родился,
На полях у феи цвёл,
Белым шёлком нарядился
И весну с собой привёл.

 

Весна в мае!  – самая красивая, смелая, сильная, радостная!
Солнце греет все ярче и жарче, расцветают душистые ландыши, горят алым цветом стройные тюльпаны. Разноцветные мотыльки, веселые пчелки кружат над цветами, собирают ароматный нектар. Вся природа благоухает, поет, веселиться, цветет и радуется!

 

Весна девушка

Месяц май цветет и греет,
Над полями ветер веет,
Белый ландыш расцветает,
Мотылек над ним летает.
Полосата, весела
Первый мед несет пчела,
Шелестят травой луга
И крутые берега.
Глухо рыкнул первый гром
И рассыпался дождем.
Всё поёт, играет, пляшет.
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше.
Руки к солнцу поднимай!

 

Подведение итогов работы.

Учитель-логопед:

- Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов-картинок, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня.

Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

 

апликация

апликация у логопеда

 

Вывод.

            Подводятся итоги работы творческих лабораторий, дается оценка знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оцениваются смелые решения, нетрадиционные подходы.

 

Обратная связь.

 Все участники семинара – практикума получают бумажные тучки, на которых предлагается написать ,чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения. Пример: Сегодня я узнала…Меня сегодня удивило…Больше всего мне понравилось…Я сегодня научилась…Хотелось бы добавить…и т.д…

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz