Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 16.05.2024, 05:47 |
МДОУ ДС № 22 г.Буденновска | |
Приветствую Вас Гость |
|
Положение об организации работы групп компенсирующей направленностиОбщие положения. Настоящее положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 22 «Золотой ключик» города Буденновска Буденновского района» в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ; 1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности группы компенсирующей направленности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 22 «Золотой ключик» города Будённовска Будённовского района» и разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минпроса СССР от 26.05.1970 № 36 «Об утверждении Типового положения о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 г. №41 «О документации детских дошкольных учреждений», решением коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95 г. «Типовое положение о ПМПК»; Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98г. № 20-58-07 ин.20- 4 «Об учителях — логопедах и педагогах - психологах учреждений образования»; Письмом Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13.01.2001 г. № 20-53. 193/20-5/7, Приказ Министерства образования РФ № 360 от 20.08.1994 г. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом МДОУ. Группы компенсирующей направленности создаются в дошкольном образовательном учреждении - детском саду компенсирующего или комбинированного вида (далее - МДОУ) при наличии условий для функционирования с целью: создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера); освоения ими дошкольных образовательных программ и подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательной школе. Основные задачи группы компенсирующей направленности : коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи; своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; активизация познавательной деятельности детей; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). Деятельность группы компенсирующей направленности может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя МДОУ. Организация логопедической работы Группы компенсирующей направленности в МДОУ открывается на основании приказа отдела образования Буденновского муниципального района. Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется заведующим МДОУ на основании заключения ТПМПК с 01 августа текущего года. Допускается прием детей в течение года при наличии свободных мест. Группы компенсирующей направленности функционируют 5 дней в неделю с 10 - часовым ежедневным пребыванием детей. Учебный период - с 01.09 по 30.06 текущего года. Июнь - является рабочим месяцем для учителя - логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, где повторяется и закрепляется пройденный материал. В группы компенсирующей направленности зачисляются воспитанники с четырех до семи лет, как правило, одного возраста и уровня речевого развития, имеющие следующие нарушения в развитии речи: общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, афазии, ринолалии; фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); заикание; В группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия). Срок коррекционно-развивающей работы от 2-х лет. В группы компенсирующей направленности для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с ринолалией, дизартрией, дислалией с 5-летнего возраста. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Наполняемость групп компенсирующей направленности определена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в группах для детей с общим недоразвитием речи - до 10 человек; в группах для детей с недоразвитием фонетической стороны речи - до 12 человек; Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности включает в себя гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальный, личностно-ориентированный подход к развитию ребенка и выполнение федерального государственного образовательного стандарта. Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательными программами МДОУ и специальными (коррекционными) программами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Организация образовательного процесса в МДОУ регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утвержденными администрацией МДОУ на начало учебного года, а также перспективными, тематическими планами, режимом дня. Количество фронтальных занятий в каждой возрастной группе определяется в соответствии с программой обучения. Продолжительность логопедического занятия регламентируется в соответствии с нормами Сан ПиНа: в средней группе- 15 минут; в старшей группе - 20 минут; в подготовительной к школе группе - 30 минут. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных расписанием занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей, проводятся не менее двух раз в неделю, продолжительность индивидуального занятия - 15 минут. При необходимости учитель-логопед может объединять детей, имеющих сходные нарушения речи по подгруппам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И, наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы. Периодичность подгрупповых занятий определяет учитель- логопед. Продолжительность-15-20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перерывы не менее 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом на консультацию в ТПМПК для определения дальнейшей программы обучения, либо рекомендуется пройти обследование у врачей- специалистов. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется учителем-логопедом после окончания срока коррекционно - логопедического обучения, после чего, ребенок переводится из группы компенсирующей направленности в общеразвивающую группу данного МДОУ (при наличии свободных мест), либо в МДОУ, откуда ребенок прибыл в группу компенсирующей направленности . Договор с родителями (законными представителями) воспитанника группы компенсирующей направленности может быть расторгнут, помимо оснований, предусмотренных гражданским законодательством РФ, в следующих случаях: по соглашению сторон; при возникновении медицинских показаний, препятствующих воспитанию и обучению воспитанника в логопедической группе; на основании заключения (протокола) территориальной психолого-медико- педагогической комиссии при отсутствии положительной динамики в развитии речи ребенка в течение года. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе компенсирующей направленности несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий МДОУ.
Участники образовательного процесса в группе компенсирующей направленности. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты МДОУ. Родители (законные представители): имеют право защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом; знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей; принимают активное участие по преодолению речевых недостатков. Педагоги МДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы: проводит обследование детей; составляет тематический план и индивидуальные планы работы с детьми; осуществляет коррекцию нарушенных звуков, практическое овладение детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речью; готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе; осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы МДОУ; представляет администрации МДОУ ежегодный отчет работы; ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей; участвует в работе районного методического объединения учителей- логопедов. Воспитатель логопедической группы. закрепляет приобретенные навыки; отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей; планирует и организует общеобразовательные занятия. Педагог-психолог: оказывает консультативную помощь родителям и специалистам МДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; внедряет в практику методы психокоррекционной работы с детьми имеющие недоразвитие речи. Музыкальный руководитель: развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения; участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг. Инструктор по физической культуре: способствует оздоровлению и закаливанию детского организма; совершенствует координацию основных видов движения; развивает общую и мелкую моторику.
Руководство и штаты. В штат МДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия». Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем МДОУ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в группе компенсирующей направленности, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам МДОУ и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. Учитель-логопед пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13.01.2001 г. № 20-53. 193/20-5/7, Приказ Министерства образования РФ № 360 от 20.08.1994 г.). На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998г. №05-51-66/ 98 «О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников», и в соответствии с пунктом 3 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 3.04.2003г. №191 оплата труда учителя-логопеда производится из расчета 20 астрономических часов в неделю. Распределение рабочего времени осуществляется согласно утвержденной циклограмме рабочего времени: учитель-логопед работает 20 часов в неделю, 1 раз в неделю с согласия администрации Учреждения, в соответствии с утвержденным графиком, учитель-логопед работает во вторую половину дня, используя ее для консультативной работы с педагогами, родителями и занятий с детьми; Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала логопедических групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией МДОУ. Заведующий МДОУ: обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; подбирает в группу компенсирующей направленности постоянных воспитателей, имеющих высшее или средне-профессиональное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист- логопед информационно-методического отдела МКУ ЦР и ПСО Буденновского района. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на курсах повышения квалификации, на районном методическом объединении учителей- логопедов, семинарах, вебинарах и т.д.
Документация учителя-логопеда. Учитель-логопед ведёт документацию: рабочая программа коррекционно-развивающей работы; годовой план; журнал посещаемости детьми логопедических занятий; перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФНР; рабочие планы групповых и индивидуальных занятий; расписание занятий; тетрадь взаимодействия работы учителя-логопеда и воспитателя; речевые карты на каждого ребенка; индивидуальные тетради для занятий с детьми; отчет логопеда за год. В связи с обобщением итогов деятельности учителя-логопеда при аттестации, фронтальных и тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями (законными представителями) детей групп компенсирующей направленности или руководством МДОУ, специалист обязан обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами. Документы, подлежащие обязательному хранению в МДОУ: протоколы заседаний ТПМПК по набору детей в группы компенсирующей направленности - 10 лет. Основание: приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 г. №41 «О документации детских дошкольных учреждений», решение коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95 г. «Типовое положение о ПМПК»; рабочая программа коррекционно-развивающей работы - 3 года; годовой план работы по формированию речевой деятельности детей - 3 года; справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы - 5 лет; отчеты логопеда - 5 лет; речевые карты детей - до выпуска ребенка из группы компенсирующей направленности ; индивидуальный план работы с ребенком - до выпуска ребенка из группы компенсирующей направленности ; индивидуальная тетрадь ребенка - до выпуска ребенка из группы компенсирующей направленности ; тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий - до выпуска ребенка из группы компенсирующей направленности; тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности - до выпуска ребенка из группы компенсирующей направленности ; планы (конспекты) групповых подгрупповых и индивидуальных занятий - определяет учитель-логопед; паспорт логопедического кабинета - постоянно; план индивидуального самообразования учителя-логопеда - до 5 лет (в случае прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории).
VI Контроль. Администрация МДОУ: осуществляют систематический контроль за правильной организацией и проведением всего комплекса коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей; организуют повышение квалификации педагогических работников МДОУ, имеющих группы компенсирующей направленности; проводят анализ годовых отчетов о работе учителей-логопедов. Руководитель МДОУ: несет персональную ответственность за правильную организацию в группах компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |