Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 15.05.2024, 16:00 |
МДОУ ДС № 22 г.Буденновска | |
Приветствую Вас Гость |
|
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика дома»
Подготовила учитель-логопед Свиридова И.А.
2022г.
Цель мастер-класса: Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.
План проведения мастер-класса
Ход мастер-класса Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого«Артикуляционная гимнастика дома». Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Исследование состояния речи дошкольников в начале учебного года показывают, что примерно 70% детей подготовительных к школе групп нашего детского сада имеют нарушения речевого развития разной тяжести. Итак, помощь специалиста нужна, если вашему ребенку:
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.Естественно, ведущая роль в работе по исправлениюдефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильногозвукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка.Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных. Дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. К тому же профилактика заболеваний ЛОР-органов(острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.) — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызываютизменения в строении языка, прикуса, нёба.
Плыви, кораблик! Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизациягубных мышц, Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой. Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плаваетбумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовыйкораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослыйдует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку. - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотрикакой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь тыпопробуй. Молодец!
Расти, пена! Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губныхмышц. Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра,жидкость для мытья посуды. Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научитсяхорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибаеттрубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затемвозьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложитеподуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё. - Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаюв воду... Теперь помешаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку идую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков!Теперь попробуй ты подуть.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
И заборчик получаем 2. «Трубочка».Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты. Мои губы – трубочка Превратились в дудочку. 3. «Улыбка – Трубочка».Чередование положений губ Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня. Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек 1. Похлопывание и растирание щек. 2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки. 4. «Шарик».Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением языка и удержанием позы) 1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка. Пя-пя-пя произноси. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений) 2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри. 6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Наш маляр работе рад. 8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Советы логопеда
Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |