Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их. 1. Звуковая сторона. У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков. 2. Сформированность фонематических процессов. * Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы: умение на слух различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком.
* Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:
-уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет)
-выделять первый и последний звук в словах
-определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.
* Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов. 3. Словарный запас должен соответствовать возрасту. Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, названия детенышей животных. 4. Иметь грамматически правильно оформленную речь. * Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования
(стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
* Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис).
* Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).
* Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные
(лисий хвост, медвежье ухо).
* Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д.
(из-под стола, из-за дерева). 5. Связная речь. * Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания.
* Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.
* Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). 6. Мелкая моторика. Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.
Рекомендации и советы для родителей: 1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов, где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав, с правописанием таких слов он познакомиться в школе)
3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
4. В магазине можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
6. Обязательно читайте вслух!
7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.