Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ
Тема: «Путешествие юных волшебников в страну сказок»
Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. Задачи: 1. Упражнять в группировке предметов по двум свойствам (форма, цвет). 2. Способствовать развитию умений детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. 3. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. 4. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь героям сказки, вызвать у детей позитивные эмоции. Оборудование: кукла Зайчик, колпачки по количеству детей, импровизированный колодец, игрушки колобок и медведь, аудиозаписи, мольберт, картина «Зима», конструктор.
Ход НОД
Организационный момент. (Дети под волшебную музыку входят в зал, их встречает логопед в костюме сказочной Феи). Фея (логопед): Здравствуйте, дети! Я – Фея сказочной страны. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в страну сказок, в моей стране много гостей. Друг на друга посмотрите Поздоровайтесь, улыбнитесь, И в подарок всем пошлите Поцелуй воздушный! Фея (логопед): Сейчас я превращу вас в моих друзей- маленьких волшебников. Вот волшебный сундучок, В сундучке есть колпачок. Колпачки вы доставайте, на головки надевайте, Раз, два, три, Раз, два, три, Вот волшебник, посмотри. (Дети достают колпачки, надевают их на голову) Фея (логопед): Сегодня вы узнаете, как трудно быть волшебником. (Достает куклу зайчика). Фея: Мои юные волшебники, Зайчику нужна помощь, поможем Зайчику? Дети: Да! Фея(логопед): Тогда в путь. Смотрите, колодец стоит, есть ли там водица, чтобы нам напиться? (Дети подходят к колодцу, заглядывают и видят там Колобка) Дети: Нет, там нет воды, тут Колобок. Фея (логопед): Колобок, ты как сюда попал? Ребята, вы знаете? Дети: Убежал от дедушки и бабушки. Игра ТРИЗ «Волшебный мешочек». Фея (логопед): Ребята, посмотрите и скажите, а какой Колобок? Дети: Круглый, румяный, непослушный. Фея (логопед): А, что бывает круглым? Дети: Солнышко, яблоко, часы, мяч, луна и т.д. Фея(логопед): Какого цвета Колобок? (желтого) Что бывает желтого цвета, как Колобок? Дети: Цыпленок, солнце, шапка, машина и т.д. Фея(логопед): Чем был Колобок раньше? Дети: Тестом, мукой. Фея(логопед): Что случилось с Колобком в сказке? Дети: Его съела лиса. Игра ТРИЗ «Измени сюжет сказки, придумай другой конец». Фея(логопед): Юные волшебники, придумайте другое завершение сказки, чтобы Колобок остался жив. Дети: Колобок решил вернуться к бабушке и дедушке. Колобок свернул на другую дорожку, покатился к речке. Фея(логопед): Молодцы, справились с заданием.
Дидактическое упражнение: «Починим мостик» (Идем дальше, звучит музыка «Журчание ручейка») Фея (логопед): Слышите, это журчит ручеек, как же нам перебраться на другую сторону, ведь мостик поломан? Дети: Надо мостик отремонтировать. (На полу лежат геометрические фигуры, Фея (логопед) вместе с детьми подбирает геометрические фигуры для ремонта моста) Фея (логопед): Миша, какую фигуру ты принес? Какого она цвета? Катя, какая фигура тебя? и т.д. Какой красивый получился мостик, пройдем по мостику друг за другом.
Путаница. «Времена года». (На доске картинка «Зима» с искажениями (зеленое дерево, роликовые коньки). Дети и Фея (логопед) подходят к доске). Фея (логопед): Дети, давайте присядем и отдохнем немного. Какие времена года вы знаете? Дети: Зима, весна, лето, осень. Фея (логопед): Медведю нужна наша помощь. Подарили ему календарь, но вот Мишка смотрит в него и понять не может, какое время года сейчас, что ему делать? Как помочь медведю? Дети: Убрать зеленое дерево. Фея (логопед): Почему надо убрать зеленое дерево? Дети: Зеленые деревья бывают летом, а зимой нет. Фея (логопед): А, что еще не подходит? Может снеговик? Дети: Роликовые коньки. Фея (логопед): Да? А что на коньках нельзя кататься зимой? (дети постепенно убирают то, что не относится к зиме.Фея(логопед) уточняет у детей, почему они убрали тот или иной элемент, подвергает сомнению ответы детей, дети доказывают свою правоту) Фея (логопед): У медведя есть ещё одна страничка календаря. Что – то здесь не так. Дети, какое время года изображено на календаре? Дети: Лето. Фея (логопед): Почему вы считаете, что это лето? (дети доказывают, что это лето и убирают то, что не относится к лету) Фея (логопед): Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Давайте поиграем с Мишкой.
Музыкальная игра «Медвежата в чаще жили». Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так (круговые движения головой) Головой своей крутили Медвежата мед искали Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево) Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так, И из речки воду пили (наклоны туловища вперед) А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали. (тянемся пальчиками вверх как можно выше)
Игра ТРИЗ «Паровозик». Фея (логопед): Ребята, посмотрите, домик стоит, кто же там живет? Дети: Коза с козлятами Фея (логопед): У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро) Почему козлята попали в беду? (были непослушными) А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый) А какая была мама Коза? (добрая, заботливая)
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо». Фея (логопед): А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? Дети:Хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних. Фея (логопед): Давайте вспомним песенку мамы Козы, может они и нам дверь откроют? (исполняют песенку, но козлята дверь не открыли). Фея (логопед): Как вы думаете, правильно поступают козлята? Дети: Правильно, дверь незнакомым открывать нельзя. Фея (логопед): Ой! Кто там прячется? Дети: Это Зайчик, который нас просил о помощи. Он весь мокрый. Фея (логопед): Мои юные волшебники, как вы думаете, какой он весёлый или грустный? (грустный) Вспомните, из какой сказки этот зайчик? («Заюшкина избушка») Что произошло с зайчиком? (лиса выгнала его из домика) Как мы можем ему помочь? Дети: Построить дом зайцу. Фея (логопед): Подскажите зайчику, из чего можно построить дом? Дети: Из бревен, из кирпича, из соломы, из глины. Фея (логопед): Давайте мы построим ему дом из счетных палочек и из геометрических фигур. Но сначала, давайте разомнем наши ручки и ножки.
Физкультминутка «Строим дом» Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте). Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх). Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой) Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед). Будут жить все звери в нем. (Хлопают) (Логопед достает конструктор). Фея (логопед): Молодцы, мои юные волшебники! Давайте приступим к постройке дома для зайчика. Сначала сделаем пол, стены, потолок. А теперь крышу. Дом какого цвета? (жёлтого) Крыша какого цвета? (зелёного) Из каких геометрических фигур состоит дом? (квадрат, треугольник) Зайчик теперь будет доволен, потому что у него есть свой домик. Фея (логопед): Спасибо вам, мои юные Волшебники. Но нам пора возвращаться в детский сад. Вот волшебный сундучок, В него положим колпачок. Колпачки вы все снимайте И в детишек превращайтесь. Раз, два, три, Раз, два, три, Вот детишки, посмотри.
Рефлексия. Фея (логопед): Ребята, вам понравилось сказочное путешествие? Какой хороший поступок мы сегодня совершили? Дети: Построили домик Зайке и его друзьям, помогли Колобку, Медведю, отремонтировали мост. Фея (логопед): Молодцы! Пусть у вас всегда будет хорошее настроение! До новых встреч!